Самоуправление ученическое


Самоуправление ученическое
   — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижении общественно значимых целей. Существуют различные подходы к С. Например, авторитарное воспитание с помощью С. выполняет социальный заказ на формирование послушной, конформистской личности. Как подготовку к жизни С. рассматривал Я.А. Коменский. Мн. отечественные педагоги видели в С. средство развития демократических отношений. Идеи С. применяли П.Ф. Каптерев, А.Я. Герд, Н.В. Рукавишников, Ф.Ф. Резенер и др. Теорию С. разрабатывали: в начале 20 в. - С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, Н.Н. Иорданский, Г.И. Россолимо, И.Г. Розанов, в 20-е гг. - А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, И.В. Ионин, С.М. Ривес, Н.П. Шульман, в 50-80-е гг. - Ф.Ф. Брюховецкий, И.П. Иванов, В.А. Караковский, О.С. Газман, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др.
   Многообразие форм С. позволяет избежать формального, бюрократического подхода к его организации. Излишнее число органов С. дезорганизует жизнь учащихся, поэтому важно чётко продумать структуру С. и содержание работы конкретных подразделений. Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого его члена возникает осн. противоречие, которое можно разрешить, определив осн. групповой мотив как интегрирующий мотивы отдельных воспитанников. Цель С. превращается в общую для всего коллектива, когда учащиеся видят, что удовлетворение их индивидуальных потребностей зависит от достижения этой цели.
   Одна из важнейших задач С. - развитие активности учащихся, которое достигается с помощью самоактивизации, организационного саморегулирования, коллективного самоконтроля. Самоактивизация означает вовлечение большого числа воспитанников в управленческую деятельность. Организационное саморегулирование проявляется в реализации организаторских функций учащимися, в устойчивости влияния актива воспитанников, в способности коллектива мобилизовывать свои возможности в сложной ситуации. Высокий уровень организованности С. может свидетельствовать как о его развитии, так и об авторитарном стиле руководства, низкий - о преобладании в коллективе стихийности. Коллективный самоконтроль выражается в анализе органами С. своей деятельности и поиске наиболее эффективных путей достижения гл. целей. Результат развития С. - взаимная ответственность, когда все учащиеся добросовестно выполняют свои обязанности и когда каждый учащийся отвечает за общие итоги деятельности, а все - за работу каждого.
   Осн. закономерность развития С. - гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций учащихся. Осн. принципы С.: сплочение коллектива вокруг единой цели; единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся; динамичность и вариативность структуры органов С.; добровольность в формировании его органов; интеграция и дифференциация педагогического управления и С.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 254)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Самоуправление ученическое" в других словарях:

  • САМОУПРАВЛЕНИЕ ученическое — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Перед С. ставились разл. задачи. Напр., авторитарная педагогика… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Ученическое самоуправление — Ученическое самоуправление  форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно воспитательного процесса совместно с… …   Википедия

  • УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. В образовательных учреждениях профессионального образования это… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Управление школой —     система планирования, организации и руководства деятельностью школы. Различают внутреннее и внешнее У.ш. две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной организацией. Внутреннее У.ш. или внутришкольное управление это управление,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Класс —    1. школьный постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, работающих по единой учебной программе (см. Классно урочная система). В РСФСР в 1918 34 назывался также группой. Предусмотрено деление К. на группы для занятий по иностранному …   Педагогический терминологический словарь

  • Классный руководитель —     в Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности К.р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На средних и старших ступенях обучения К.р.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Коллектив — (от лат. collectivus собирательный)     социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорией педагогики является вос питательный К.,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Паблик скулз — (Public schools)     частные привилегированные средние школы в Великобритании, сохраняющие аристократические традиции. Название П.с. ( общественные школы ) в 19 в. распространилось на группу т.н. классических грамматических школ с интернатами для …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогический совет —     в Рос. Федерации высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в школе. П.с. возглавляет директор школы. В состав П.с. входят заместители директора школы,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Реформация —     широкое религиозное социальное движение 2 й половины 14 середины 17 вв. в Европе, направленное на кардинальное изменение изживших себя традиционных форм религиозной жизни. Идеологи Р. выдвинули антиавторитарную концепцию церкви, устранявшую… …   Педагогический терминологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Самоуправление ученическое» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.